Владимир Бедин, заместитель главного врача по хирургии ГКБ имени Боткина, ответил на острые вопросы.
В канун Нового года известный врач-хирург высшей квалификационной категории (оперирует с 1988 года) и заместитель главного врача по хирургии ГКБ им. С.П.Боткина, к.м.н. Владимир БЕДИН нашел время, чтобы в режиме онлайн-конференции ответить на самые горячие вопросы наших читателей. А вопросы были действительно острые. К примеру, всегда ли удается избежать ошибок в запущенных случаях заболеваний с угрозой летального исхода? Или как доказать «врачебную ошибку»? Можно ли помочь всем при таком-то огромном объеме операций (в этой больнице в день выполняется до 130 хирургических вмешательств, и самих операционных — более 50!)? Особенно тем, кто обращается к хирургам, когда отступать некуда…
Треть поступающих больных — с запущенными случаями.
— Запущенные случаи — это когда пациент поступает по экстренной помощи с декомпенсацией хронических заболеваний или с какой-либо другой острой хирургической патологией, требующей срочного оперативного лечения с предоперационной подготовкой или госпитализации в отделение реанимации вследствие нарушения жизненных функций организма, — пояснил Владимир Владимирович.
— Взять хотя бы острый аппендицит. Если пациент обращается к врачу в течение первых суток, то удается удалить червеобразный отросток через небольшие проколы и выписать больного на 3–4-е сутки. При поступлении на третьи-четвертые сутки у больного имеются деструктивные формы аппендицита с перитонитом, а это потребует уже большого вмешательства с высоким процентом риска развития послеоперационных осложнений. Чтобы не довести себя до беды, сегодня у россиян есть возможность ежегодно полностью обследоваться в рамках обязательной и бесплатной диспансеризации.
При выявлении заболеваний, требующих срочного хирургического вмешательства, врачи направят на плановую операцию, которая выполняется современными малотравматичными способами с минимальным уровнем осложнений. Мой совет: при развитии экстренной ситуации (боли в животе, температура) — срочно вызывайте врача «скорой», он и решит, есть ли необходимость госпитализации в стационар.— Сегодня утром я оперировал очень тяжелого больного, поступившего к нам по «скорой», — рассказал Бедин.
— На фоне злоупотребления алкоголем у него развился панкреатит. А еще обнаружена киста в поджелудочной железе, но мужчина продолжал выпивать. В результате в течение полугода киста выросла с 3 до 18 см и осложнилась кровотечением — за счет панкреатического сока была повреждена селезеночная артерия, и кровь стала поступать в полость кисты. У больного оказались полностью разрушенными артерия, «хвост» поджелудочной железы. Сформировался свищ между этой артерией и стенкой желудка. Мы попытались перекрыть артерию с помощью рентгенэндоваскулярной методики, но этого сделать не удалось, так как она полностью разрушена. И мы вынуждены были удалять половину поджелудочной железы, селезенку, делать резекцию желудка. Операция длилась более 5 часов: с 8.30 утра и до 14.00 дня. Если бы этот пациент поступил к нам в плановом порядке, нам бы удалось перекрыть сосуд, когда он еще не полностью разрушен, а потом удалить кисту вместе с пораженной частью эндоскопическим методом через проколы. А лучше, чтобы люди соблюдали диету и водку не пили…
Надо сказать, в нашу больницу поступает немало молодых, чаще всего с травмами, связанными с употреблением алкоголя. А также большой процент молодых пациентов — с другими заболеваниями, которые развились вследствие употребления алкоголя и наркотиков. В последние годы наметилась также тенденция роста числа пациентов, поступающих с травмами вследствие занятий экстремальными видами спорта, увлечением мотоциклами и др. А в абдоминальной хирургии (хирургии органов брюшной полости) в экстренных случаях чаще всего к нам привозят с острым аппендицитом, острым холециститом и с острым панкреатитом. И в этой связи хотелось бы предостеречь людей: к таким заболеваниям приводят неумеренный прием спиртного и жирной пищи.
Что касается врачебных ошибок…
— Нельзя их путать с халатностью, — сказал наш эксперт.
— Врачебная ошибка — это не умышленное действие, которое может быть обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Как известно, кто не работает, тот не допускает ошибок. Вот только ошибки, допущенные в медицине, активно обсуждаются в прессе и привлекают к себе внимание не только врачей-специалистов, но и людей, далеких от этой профессии.
Однозначно: врачебная ошибка обязательно должна разбираться внутри врачебного сообщества с принятием решения — можно было ее предотвратить или нет. И последующим проведением мероприятий, чтобы исключить саму возможность ошибок.